Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Как известно, речьнеявляетсяврожденнойспособностьючеловека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности.

Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов -кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Для четкого произношения звуков, нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции – язык, губы, мягкое небо. Существенно способствует этому выполнение артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе, она является основой формирования речевых звуков  и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения каждого звука, той или иной группы.

Отмечено, что уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно –мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками(бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в условиях естественной жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений у ребенка развиваются постепенно.

Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже после 7-8 месяцев после рождения малыша. Можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щелкать язычком, изображая лошадку. А уже с 2-летнего возраста, полезно проводить специальную артикуляционную гимнастику. Это специальные игры и упражнения, которые способствуют снятию мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формируют умение чувствовать и контролировать их движения.

Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно,  а главное – правильно! Поэтому

взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения.

Таким образом, систематическое выполнение несложных упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционный аппарат к правильному произнесению сложных звуков.

 

 

uCoz