Речь и ее значение в развитии ребенка

 

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.» К.Д.Ушинский

 

 

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития. В дошкольном (3-7 лет) возрасте начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом),позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающим его миром. Нормально развивающийся ребенок активно вступит в беседу со взрослыми и сверстниками. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с окружающими, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушение словесно-логического мышления. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом. Речь-это важный элемент человеческой деятельности,позволяющий человеку выражать свои мысли и желания, познавать окружающий мир,передавать свои знания и опыт другим людям. Нарушения и недоразвитие устной речи влияют на формирование письменной речи, следствием этого является неуспеваемость обучающихся по русскому языку и чтению, оказывает отрицательное влияние и на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Поступление в школу ребенка, плохо к ней подготовленного по речи, имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего его развития, если небудут приняты необходимые психолого-медико-педагогические меры. Такие дети из-за несформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике, при письме появляются многочисленные дисграфические и орфографические ошибки: пропуски, вставки, перестановки букв или слогов, нарушения структуры слов и границ предложений, неверное написание предлогов и приставок и т.д. Кроме того, к нарушению письменной речи приводит недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Это проявляется в замене графически сходных рукописных букв или в неправильном расположении элементов букв. У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, неразборчивость в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение ,текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью. Во многих случаях дефекты в произношении звуков очень часто приводят к появлению у человека «вторичных психических наслоений», то есть связанных с этим дефектом переживаний. Ведь с возрастом ребенок начинает замечать, что его речь отличается от речи сверстников, которые к тому же не редко его передразнивают, доводя его до слез и до нежелания посещать школу. Так же для многих подростков именно неправильность звукопроизношения является основным препятствием для выбора профессии по душе. Это относится ко многим профессиям, связанным с речью. Таким образом, различные расстройства речевой деятельности препятствуют полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. Поэтому выявление таких детей, установление причин нарушения речи, исправление речевых нарушений является одной из основных задач логопеда. К сожалению, в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. И одной из причин снижения этого является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оноблаготворно,когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной ,здоровой обстановке. Важно запомнить, что дошкольный возраст_сензитивный период развития речи в жизни человека. «Сензитивный» означает очень значимый, особо чувствительный, период закладывания способностей. И те возможности, которые заложены в этом периоде, нужно использовать в полной мере. Наверстать упущенное бывает очень и очень сложно. Помните, что о полноценном речевом развитии Вашего ребенка необходимо проявить специальную, а главное своевременную заботу. Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений.

 

 

uCoz