14:02
Помощь подросткам в кризисных состояниях: разбираемся в причинах, симптомах и путях выхода.

 

   Подростковый возраст – это время бурного развития, перемен и становления личности. Но именно в этот период многие подростки сталкиваются с кризисными ситуациями, которые могут привести к серьезным последствиям. Понимание причин, симптомов и способов помощи подросткам в кризисах – это ключевой элемент обеспечения их благополучия и здорового взросления. Факторы риска возникновения кризисных состояний у подростков:

1. Семейные и социальные факторы:

  Смерть или тяжелое заболевание близкого родственника: Потеря близкого человека – это глубокая травма для любого человека, а для подростка, находящегося в процессе формирования своей личности, она может быть особенно разрушительной.

  Отвержение сверстниками: Буллинг, изоляция, отсутствие друзей – все это может привести к развитию чувства ненужности, одиночества и депрессии.

  Разрыв отношений: Разрыв с любимым человеком, расставание с друзьями, конфликты в семье – все эти ситуации могут стать серьезным испытанием для подростка, вызывая чувство потери, тревоги и неуверенности в себе.

  Развод родителей: Развод, особенно если он сопровождается конфликтами, изменами или сожительством одного из родителей, может стать для подростка сильнейшим стрессом, вызывая чувство нестабильности, страха и недоверия к миру.

  Постоянные конфликты в семье: Негативное отношение к подростку, насилие, алкоголизм, наркомания родителей – все это создает нездоровую атмосферу в семье, вызывая у подростка чувство беспомощности, страха, злости и желания убежать от этой ситуации.

  Раскрытие фактов травмирующих событий: Насилие, нежелательная беременность – это травмирующие ситуации, которые могут привести к серьезным психологическим проблемам и потребовать длительной психологической помощи.

  Высокие (непосильные) требования к подростку: Постоянное давление со стороны родителей, школы, общества, направленное на достижение успехов, может привести к переутомлению, стрессу и чувству несостоятельности.

  Совершение социально не одобряемых поступков: Нарушение закона, гомосексуализм – все эти действия, которые не соответствуют общественным нормам, могут привести к отрицательной реакции окружающих, чувству вины, стыда и самоизоляции.

  Суициды родственников, друзей: Потеря близких людей в результате суицида может вызвать у подростка чувство отчаяния, беспомощности и бесперспективности будущего.

  Нежелательная смена места жительства, учебы: Переезд, смена школы, окружения могут вызвать у подростка чувство одиночества, неуверенности и неспособности приспособиться к новой среде.

2. Психологические факторы:

  Низкая самооценка: Неуверенность в себе, чувство неполноценности, часто является результатом негативных оценок окружающих, ожидания и требований к подростку, несоответствие его представлений о себе реальности.

  Трудности с коммуникацией: Неумение строить отношения, выражать свои чувства, недостаток социальных навыков могут привести к изоляции, одиночеству и негативным эмоциям.

  Травматический опыт: Насилие, потеря близких, болезнь – все это может стать причиной стресса, тревоги и неврозов.

Суицидальные знаки:

   Важно понимать, что суицид – это не просто желание уйти из жизни, а результат глубокого отчаяния, беспомощности, невозможности видеть пути к решению проблем. Суицидальные мысли могут прийти к любому человеку в сложной ситуации, но особенно уязвимы в этом отношении подростки, так как их психика еще не достаточно устойчива, а способность контролировать свои эмоции развита не полностью. Основные суицидальные знаки:

  Изменения в поведении и психоэмоциональном состоянии:

  Стремление подростка к уединению (особенно если это раньше ему было не свойственно), отстраненность, подавленность, апатия;

  Потеря интереса к увлечениям, спорту, учебным занятиям, развлечениям, общению с близкими, друзьями;

  Повышенная агрессивность - озлобленность, нетерпимость, чрезмерная возбудимость, раздражительность;

  Снижение самооценки, появление чувства вины, стыда, беспомощности, аутоагрессия (агрессия, направленная на себя);

  Нарушение обычного режима сна, бессонница, ночные кошмары;

  Нарушение привычного режима питания (потеря аппетита, резкое снижение веса или наоборот чрезмерное переедание);

  Изменение в соблюдении правил гигиены, равнодушное отношение к внешнему виду;

  Появление рискованных действий в поведении, пренебрежение правилами безопасности, употребление алкоголя или наркотиков.

  Изменения в речи:

  Появление тем смерти, самоубийства в разговорах, стихах, рисунках.

  Прощальные фразы, намеки на то, что «им лучше без меня», «скоро все кончится».

  Изменения в поведении:

  Попытки приобрести средства для самоубийства (лекарства, оружие и др.).

  Попытки самоубийства в прошлом.

  Поиск информации о способах самоубийства.

   Важно помнить, что любой из перечисленных симптомов не является непременным признаком суицидальных намерений, но они должны заставить задуматься о психическом состоянии подростка и стать поводом для беседы с ним.

Что делать при подозрении на суицидальные намерения:

  Не отмахивайтесь от проблем подростка: «Все будет хорошо», «это просто фаза» такие фразы только усугубят ситуацию, заставят подростка чувствовать себя непонятым и одиноким.

  Не упрекайте подростка и не наказывайте его за его состояние: В этот период ему нужна поддержка и понимание, а не дополнительные наказания.

   Говорите с ним открыто и искренне: Постарайтесь создать атмосферу доверия, где подросток может высказать свои мысли и чувства без страха быть осужденным.

  Проявите сочувствие и сострадание: Подросток должен почувствовать, что вы его понимаете и хотите помочь.

  Обратитесь за профессиональной помощью: Психолог или психиатр смогут оказать специальную помощь подростку и его семье. Пути выхода из кризисных состояний:

  Поиск поддержки: Важно понять, что подросток не одинок и есть люди, которые готовы его поддержать. Это могут быть родители, друзья, учителя, специальные организации.

Профилактика кризисных состояний:

  Развитие самостоятельности и ответственности: Подросток должен понимать, что он сам несет ответственность за свою жизнь и может изменить ее к лучшему. Для этого нужно развивать навыки саморегуляции, планирования, управления эмоциями.

  Позитивное мышление: Важно научиться видеть светлые стороны жизни, фокусироваться на положительном. Вера в себя и в лучшее будущее поможет преодолеть трудности.

  Построение доверительных отношений в семье: Открытое общение, взаимопонимание, поддержка и любовь - это основа здоровых отношений в семье, которые помогут подростку преодолеть трудности.

  Развитие социальных навыков: Обучение подростка коммуникации, решению конфликтов, управлению эмоциями, взаимодействию с окружающими - это важные компоненты предупреждения кризисных состояний.

  Поддержка увлечений и интересов: Поощрение подростка в его хобби, творчестве, спорте это способ помочь ему найти смысл жизни, заняться любимым делом, развиваться и чувствовать себя счастливым.

  Создание благоприятной атмосферы в школе и обществе: Профилактика буллинга, снижение стресса в образовательной системе, создание атмосферы взаимопонимания и уважения все это поможет подростку чувствовать себя безопасным и комфортным. Кризисные состояния в подростковом возрасте это не приговор. С помощью специальных программ, психологов, семьи и друзей подросток может преодолеть трудности и стать здоровой, счастливой и успешной личностью. Важно помнить, что любая проблема решаема, главное - не бояться просить помощи и верить в лучшее будущее.

 

Просмотров: 105 | Добавил: srcvict | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar